Корреспонденты «МОЁ!» уже касались самой насущной для многих воронежцев темы — повышения платы за отопление. Сумма в квитанциях за январь превышала декабрьскую в среднем на 30 — 50%, а у кого-то и больше. В связи с этими фактами областная прокуратура начала проверку соблюдения жилищного законодательства.
Старший помощник прокурора Воронежской области Михаил УСОВ сообщил корреспондентам «Ё!», что в ведомство поступило несколько жалоб от воронежцев. Прокуратура проведёт проверку совместно с областным управлением по госрегулированию тарифов, которое, напомним, назначает тарифы и теплоснабжающим организациям города.
Тем временем корреспонденты «Ё!» решили разобраться в ситуации с отоплением с помощью коммунальщиков и независимых экспертов. Мы попросили представителей двух крупнейших ресурсоснабжающих организаций Воронежа, филиал ПАО «Квадра» — «Воронежская генерация» (обслуживает более 2 000 домов) и МКП «Воронежтеплосеть» (1 800 домов), ответить на самые распространённые вопросы читателей.
У теплоснабжающих организаций есть температурные графики, которые ежегодно согласовываются с администрацией города. В них расписано, как должна меняться температура воды в сетях в зависимости от температуры воздуха, чтобы в квартирах воронежцев было комфортно, то есть в среднем 20 — 22 С. Например, у «Квадры» при 0 С на улице вода в батареях должна быть нагрета до 70 градусов, при -5 — до 75, при -10 — до 80 и так далее с интервалом в 5 градусов и погрешностью до 3 градусов.
По данным воронежского гидрометцентра, среднемесячная температура в декабре прошлого года составила 0 С, а в январе — -8 С, причём 12 дней были очень морозными, от -10 до -18. А значит, вода в трубах нагревалась до 80 — 90 градусов. Причём, когда за окном теплеет, воду остужают спустя 1 — 2 дня — это, по словам Николая НАЗАРОВА необходимо для того, чтобы дома прогрелись, а кроме того, система отопления довольно инертна. По его данным, в прошлом месяце на отопление домов в целом было израсходовано на 26,1% больше тепловой энергии, чем в декабре. Похожую статистику озвучила пресс-секретарь МКП «Воронежтеплосеть» Наталья ПИРОГОВА — около 30% разницы.
Отсюда, по их словам, и выросшие суммы в платёжках.
Как объясняют поставщики, начисление платы за отопление зависит минимум от трёх факторов. Большая часть воронежцев платит за отопления по показаниям общедомовых счётчиков тепла (ОДПУ) — эти показания снимают представители управляющих компаний и направляют ресурсоснабжающим организациям. Напомним, сумма платы за отопление рассчитывается так: количество потреблённого квартирой тепла в гигакалориях умножается на тариф.
А) Расход тепла напрямую зависит от состояния дома. Счётчик «накручивает» Гкал по такой формуле:
Q = R х( t1 — t2),
где Q — показания прибора, R — расход воды, t1 — температура поданной сетевой воды, t2 — температура «обратки», то есть воды, которая уходит обратно поставщику. Значит, если в доме утеплены фасады, стоят пластиковые окна, нет щелей и разбитых стёкол в подъездах, то разница двух температур будет сравнительно небольшая. Если же энергосбережения в доме нет, то тепла уходит много, разница между двумя температурами большая, и показания счётчика выше. Когда в доме плохие трубы и возникает течь в подвале, увеличивается расход воды, а значит, опять же растут показания ОДПУ. По словам Николая Назарова, плата за отопление для квартир одинаковой площади в старом доме и новостройке может различаться в полтора раза. Однако мы знаем и о противоположной ситуации, когда плата за отопление в старенькой панельке поднялась только на 200 рублей, а в соседнем новом доме — на тысячу. Почему это происходит, читайте далее.
Б) Играют роль правильно отрегулированные узлы ввода, которые контролирует УК — в противном случае, говоря простым языком, в дом приходит слишком много тепла, которое ему не нужно, и увеличивается расход Гкал.
В) Разница в размере платы за тепло может объясняться ещё и тем, что хозяева одного дома платят по показаниям счётчика, а другие — по нормативу. В Воронеже «нормативных» многоэтажек немного, но они есть. Норматив «ресурсники» используют в тех случаях, когда ОДПУ почему-то не работает или в домах, где нет возможности его поставить (это, например, двухэтажки на Ленинградской). Бывает, что владельцы обеих квартир платят по нормативам, но по разным — они различаются, например, если дома разного «возраста».
Как выяснилось, есть в этой схеме и человеческий фактор. Как рассказала нам Наталья Пирогова, управляющие компании снимают показания ОДПУ в 20-х числах месяца. Перед Новым годом это старались сделать раньше — понятно, кому хочется возиться со счётчиками перед праздниками? А в январе некоторые управляющие компании вполне могли «протянуть» со снятием показаний. Значит, расчётный период составил больше месяца (допустим, с 23 декабря по 28 января) — это тоже повлияло на стоимость услуги.
Сначала нужно обратиться к самому поставщику тепла, так как сейчас жители рассчитываются с ними напрямую, минуя управляющие компании. Если вас не устроили объяснения тепловиков можно обращаться с жалобой в Жилищную инспекцию Воронежской области (ул. Плехановская, 53) или в прокуратуру района. По обращению жильцов оба ведомства проводят проверки. А ещё напомним, что по закону, жители дома имеют право наблюдать за снятием показаний ОДПУ.
С ответом на этот вопрос у поставщиков возникли самые большие трудности. Почему в январе 2015 года мы платили намного меньше, более-менее понятно. Во-первых, по сведениям гидрометцентра год назад было теплее — среднемесячная температура зафиксирована на уровне -4,7 градуса. Во-вторых, с 1 июля прошлого года выросли тарифы на отопление (от 4 до 9% в зависимости от поставщика).
Но самые дотошные наши читатели извлекли из дальних ящиков квитации за январь 2014 года. Тот месяц, как можно увидеть, например, в архивах сайта «Гисметео», был таким же холодным, как нынешний январь. Однако расход тепла, судя по квитанциям, попавшим к нам, был меньше. Например, жительница многоэтажки № 96 на улице Хользунова, Анна Георгиевна (их поставщик ПАО «Квадра»), показала нам платёжки, в которых количество потреблённых Гкал и в морозном январе 2014 составляло 1,42 Гкал, а в прошлом месяце выросло до 1,99 Гкал. Николай Назаров, объясняя эту ситуацию, пояснил, что расход тепла зависит ещё и от нюансов погоды (например, когда ветер задувает в окна, теплоотдача увеличивается), от упомянутой уже регулировки отопления в доме. Кроме того, инертная тепловая система тратит меньше энергии, если температура понижается одномоментно и на долгий период (как в 2014 году), чем когда она «скачет» (как в 2016). Но в целом наш собеседник согласился, что в данной ситуации нужно разбираться.
Представители обоих поставщиков тепла уверяют, что за отопление в феврале воронежцы заплатят ощутимо меньше, чем за январь, так как третий зимний месяц в отличие от второго аномально тёплый.
Уважаемые собственники!
Обращаем Ваше внимание, что с 01 июля 2015 года изменяются тарифы на коммунальные услуги. Подробнее с тарифами и документами, которыми они утверждены, можно ознакомится на сайте в разделе тарифы 2015 года.
ООО «РВК-Воронеж» призывает россиян устанавливать счетчики на воду. Отказ от оборудования грозит значительным ростом цен на «коммуналку». Теперь, если в квартире не установлен счетчик, например, на воду, то сумма оплаты данной услуги ежеквартально будет подниматься на 30%. Такое же положение ожидает и противников счетчиков на газ.
Повышающие коэффициенты для тех, кто не поставил счетчики воды и газа.
С 1 января 2015 года, согласно Постановлению правительства РФ № 344 от 16.04.2013 года, в домах, в которых нет индивидуальных или общих приборов учета, при начислении платы за коммунальные услуги будут применяться повышающие коэффициенты. Жители, в домах и квартирах которых есть техническая возможность для установки счетчиков, но по каким-либо причинам они там не появились, будут платить за воду, свет и отопление больше.
Стоит отметить, что повышающие коэффициенты будут применяться не только к холодному водоснабжению, но и к отоплению, к горячему водоснабжению и электроснабжению.
При отсутствии приборов учета плата за данные ресурсы будет рассчитана с использованием повышающего коэффициента, составляющего
* с 1 января 2015 года – 1,1;
* с 1 июля 2015 года – 1,2;
* с 1 января 2016 года – 1,4;
* с 1 июля 2016 года – 1,5;
* с 1 января 2017 года — 1,6.
До сих пор многие граждане установкой счетчиков пренебрегли и платят по нормативу, то есть, в зависимости от количества зарегистрированных на жилплощади: у кого-то это ноль прописанных, а водой там пользуются пятеро, а у кого-то прописанных много, но ресурсом пользуется один проживающий. Страдают от этого только лишь соседи, которые вынуждены оплачивать дополнительных расход ОДН.
Согласно Постановлению Правительства №354 от 06.05.2011, заинтересованные организации имеют право выявлять число реально проживающих в квартире граждан, если в ней не установлены счетчики. Проверки могут проводить представители управляющих компаний, ТСЖ и ресурсоснабжающих организаций.
Устанавливать счетчики в обязательном порядке должны управляющие компании.
Экономия воды и повышение энергоэффективности в целом — это просто, ведь после установки счетчиков и проведения в доме мероприятий по повышению энергоэффективности плата за тепло, воду и электричество может снизиться на 30-50%
Нужно отметить, что по закону установку общедомовых счетчиков должны производить ресурсоснабжающие организации по заказу управляющей компании.
Уважаемые жильцы!
Обращаем Ваше внимание, что заявки на выполнение работ по текущему ремонту и устранению аварийных ситуаций принимаются по телефонам:
в рабочие дни с 8:00 до 17:00
по тел. 255-35-27
(исполнитель — ремонтная бригада ООО УК «ЦЕНТР ПЛЮС»)
в рабочие дни с 17:00 до 8:00 и выходные и праздничные дни круглосуточно по тел. 258-25-63 (исполнитель — аварийно-диспетчерская служба).
ООО УК «ЦЕНТР ПЛЮС»